Бегушев принадлежал к тому все более и более начинающему у нас редеть типу людей, про которых, пожалуй, можно сказать, что это «люди не практические, люди слова, а не дела»; но при этом мы все-таки должны сознаться, что это люди очень умные, даровитые и — что дороже всего — люди в нравственном и
умственном отношении независимые: Бегушев, конечно, тысячекратно промолчал и не высказал того, что думал; но зато ни разу не сказал, чего не чувствовал.
Неточные совпадения
Не забудем, что летописец преимущественно ведет речь о так называемой черни, которая и доселе считается стоящею как бы вне пределов истории. С одной стороны, его
умственному взору представляется сила, подкравшаяся издалека и успевшая организоваться и окрепнуть, с другой — рассыпавшиеся по углам и всегда застигаемые врасплох людишки и сироты. Возможно ли какое-нибудь сомнение насчет характера
отношений, которые имеют возникнуть из сопоставления стихий столь противоположных?
Для старой народнической интеллигенции революция была религией,
отношение к революции было тоталитарным, вся
умственная и культурная жизнь была подчинена освобождению народа, свержению самодержавной монархии.
Я в юности не только не любил
отношений с людьми, которые считали себя выше меня, но такие
отношения были для меня невыносимо мучительны, вследствие постоянного страха оскорбления и напряжения всех
умственных сил на то, чтобы доказать им свою самостоятельность.
Этих слов было достаточно, чтобы расшевелить желчь в душе Боброва. Его всегда выводил из себя узкий, мещанский словарь Зиненок, с выражениями вроде: «Она его любит, но не уважает», «Она его уважает, но не любит». Этими словами в их понятиях исчерпывались самые сложные
отношения между мужчиной и женщиной, точно так же, как для определения нравственных,
умственных и физических особенностей любой личности у них существовало только два выражения: «брюнет» и «блондин».
Вообще тогдашняя педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле
умственном. В первом
отношении молодых людей питали дурно и недостаточно, во втором — просвещали их умы Пепиным свинством. И вдобавок требовали, чтоб школьник не понимал, что свинство есть свинство…
Для полноты воспроизведения устройства школы следует сказать, что ученики первого класса только частию и предварительно оставались в нашей первой палате, но приближающиеся к экзамену в Дерптский университет перемещались в две большие комнаты над нашими дортуарами, так называемом педагогиуме, находившемся и в
умственном и в нравственном
отношении под руководством Мортимера.
Не буду говорить, что последнего я сделать не могу; но скажу, что если бы мог, то и тогда бы не делал, так как главное значение школы в моих глазах не те или другие сведения, которые сами по себе большею частью являются совершенно бесполезными в жизни, а в привычке к
умственному труду и способности в разнообразии жизненных явлений останавливаться на самых в данном
отношении существенных.
Таким образом, благородная любовь к просвещению себя, к
умственным занятиям поддерживала для Кольцова
отношения дружбы, даже разрушенные смертью.
О том, как различается череп негров и других низших племён человечества — от черепа народов образованных, мы полагаем излишним распространяться. Кому не известно странное развитие верхней части черепа у этих племён, доходящее до того, что у некоторых, напр., у новоголландцев, почти вовсе нет верхних частей мозга? И кому, вместе с тем, неизвестно, что в
отношении к развитию
умственных способностей эти племена стоят несравненно ниже народов кавказского племени?
Такое же
отношение умственных способностей находится и к составу и устройству мозга.
Мы напомним здесь читателям только положение, давно известное из сравнительной анатомии, — что в непрерывной градации животных, начиная от самых низших организмов и кончая человеком, количество мозга находится в прямом
отношении с
умственными способностями.
Мирович(с тою же досадливостью). Что ему было оправдываться предо мной! Я совершенно убежден, что он в техническом,
умственном и нравственном
отношении невежда, нахал и подлец!.. (Взглядывая на Руфина.) Но что этому господину еще угодно от меня?
Крестьянину вовсе не до такой
умственной роскоши; он человек рабочий, он задумывается над тем, что может иметь
отношение к его жизни, и задумывается именно для того, чтобы в душе своей найти основание для практической деятельности.
Все они вспоминали и вспоминают о нем с какой-то благоговейной любовью; лучшие из них говорят открыто, что многим ему обязаны и в
умственном и в нравственном
отношении.
Иначе говоря, магизм уже подразумевает возникновение хозяйственного
отношения к миру, — человеческую актуальность, проявляющуюся в
умственном, волевом и телесном усилии, или в труде, и предполагающую наличность потребности, или хозяйственной нужды.
Но нужно и вообще сказать: как раз к художеству и лапа и мама были глубоко равнодушны; на произведения искусства они смотрели как на красивые пустячки, если в них не преследовались нравственные или религиозные цели, В других
отношениях мое детство протекало почти в идеальных условиях: в
умственной области, в нравственной, в области физического воспитания, общения с природою, — давалось все, чего только можно было бы пожелать для ребенка.
— Ну-с, так вот вам. Основная, все исчерпывающая причина. Хотите быть здоровой, — либо установите нормальные
отношения, либо разорвите их. И не откладывайте. И ему скажите, — он вузовец? — скажите, что это ведет к понижению
умственных отправлений, к ослаблению памяти, и вообще последствия этого — сквернейшие.
Жизнь христианских народов теперь ужасна и в особенности по отсутствию какого бы то ни было нравственного начала, соединяющего их, и по неразумности своей, сводящей человека, несмотря на все его
умственные приобретения, в нравственном
отношении на степень низшую, чем животные, и, главное, по той сложности установившейся лжи, которая всё более и более скрывает от людей всю бедственность и жестокость их жизни.